1) Должны ли все участники быть бывшими членами КПСС?
Любой человек может участвовать. Однако, герои портретов (люди, изображенные на портретах) должны были состоять в КПСС в последнии годы существования Советского Союза.
2) Зачем ты делаешь этот проект?
Этот проект о людях, о судьбах. Общество по-прежнему сваливает всю ответственность за трудности настоящего, за советское прошлое на коммунистов. Так кто же эти мифические "коммунисты"? Это чья-то бабушка, учительница химии, чей-то дедушка, вступивший в партию во время войны. Среди них были и люди, верившие в коммунизм. Были и конформисты-карьеристы. Там были и обманутые. Партия была очень неоднородна. На начало перестройки в Ком. Партии было почти 19 миллионов человек. Это действительно огромное количество, и разница между просто советским субъектом и членом Ком. Партии была на практике минимальна. Как тогда говорилось -- народ и партия едины - и это видимо действительно было так. Это были одни и те же люди. "Портрет 19 миллионов" - попытка разделить ответственность за прошлое. Мы не можем сваливать всю ответственность на членов компартии СССР. Я хочу, чтобы мы узнали собственные черты в портретах 19 миллионов: наш собственный конформизм, собственную боязнь власти, наши собственные надежды на лучшее будущее и т.д.
3) Как ты сам будешь его оценивать, в каком случае решишь, что все получилось отлично, а в каком, что это – неудача?
В работе над проектом, построенном на открытом участии и коммуникации - невозможно предсказать, что получится. Я думаю, что удачей в этом проекте будет, если участники по-настоящему пристально и вдумчиво всмотрятся в лица и судьбы выбранных ими героев портретов. Ведь этот проект как раз об отдельном человеке внутри невозможного сообщества. Неудачей мне кажется будет, если участники не будут внимательно смотреть на своих героев, а сделают какие-то отписки в иронически-циничном стиле деконструкции или наоборот в наивной романтизации коммунизма.
4) Какую зрительскую реакцию ты ожидаешь?
Я ожидаю простой человеческий интерес к судьбам, лицам людей, изображенных на этих портретах.
5) Не очень понятно, что может говорить такая маленькая и спорадическая социологическая работа?
Да, это такой доморощенный художественно-социологический опрос, где Мария Чехонадских, которая мне помогает, и я "на коленках" собираем портреты из 19 миллионов человек, приглашая знакомых, развешивая объявления, рассылая информацию по мэйлинг-листам и так далее. Я думаю, что претензия сделать этот проект более институционально и "полно" была бы неправильна, потому что это бы повторило официоз и окаменелость самой КПСС, какой она была. Здесь важен элемент личного - это всё-таки проект о людях, о портрете как гуманистической репрезентации.
6) Я плохо понимаю устройство твоего проекта. Ты можешь дать пример не из пресс-релиза? Такое внутреннее описание проекта? Я опасаюсь "социально-прикладного искусства," так сказать проекты "про" коллективность.
Для меня приглашение всех участвовать в этом проекте - жест моего личного бессилия как индивидуального художника сделать много портретов из 19 миллионов человек. Я мог бы написать может быть 20 портретов сам, но повидимому вряд ли больше. То есть этот проект - превращается в коллективный из-за моего личного как индивидуального художника бессилия перед этим историческим пластом, этой историей, этим морем людей и судеб.
7) Как ты для себя объясняешь то, что ты передаешь процесс портретирования другим людям? Вынося себя за рамки создания портрета, остаешься ли ты художником, задающим правила проекта, а участники, приносящие портреты, сами становятся ли также и немного портретируемыми?
Конечно, в каком-то смысле все люди, которые будут участвовать в этом проекте, становятся портретируемыми, но я хочу, чтобы они ответственно приняли решение участвовать в этом проекте, с осознанием того, что то, как они покажут бывшего члена КПСС - есть выражение их собственного отношения к тому, что было тогда, и как они относятся к событиям последних 25 лет. И мне кажется, что когда у каждого участника -
потенциально 19 миллионов возможных портретируемых - это демократично. Ведь всё, что объединяет и наверное объединяло бывших членов КПСС -- это графа в анкете. На этой мельчайшей детали строится весь коллективизм этого проекта.
Любой человек может участвовать. Однако, герои портретов (люди, изображенные на портретах) должны были состоять в КПСС в последнии годы существования Советского Союза.
2) Зачем ты делаешь этот проект?
Этот проект о людях, о судьбах. Общество по-прежнему сваливает всю ответственность за трудности настоящего, за советское прошлое на коммунистов. Так кто же эти мифические "коммунисты"? Это чья-то бабушка, учительница химии, чей-то дедушка, вступивший в партию во время войны. Среди них были и люди, верившие в коммунизм. Были и конформисты-карьеристы. Там были и обманутые. Партия была очень неоднородна. На начало перестройки в Ком. Партии было почти 19 миллионов человек. Это действительно огромное количество, и разница между просто советским субъектом и членом Ком. Партии была на практике минимальна. Как тогда говорилось -- народ и партия едины - и это видимо действительно было так. Это были одни и те же люди. "Портрет 19 миллионов" - попытка разделить ответственность за прошлое. Мы не можем сваливать всю ответственность на членов компартии СССР. Я хочу, чтобы мы узнали собственные черты в портретах 19 миллионов: наш собственный конформизм, собственную боязнь власти, наши собственные надежды на лучшее будущее и т.д.
3) Как ты сам будешь его оценивать, в каком случае решишь, что все получилось отлично, а в каком, что это – неудача?
В работе над проектом, построенном на открытом участии и коммуникации - невозможно предсказать, что получится. Я думаю, что удачей в этом проекте будет, если участники по-настоящему пристально и вдумчиво всмотрятся в лица и судьбы выбранных ими героев портретов. Ведь этот проект как раз об отдельном человеке внутри невозможного сообщества. Неудачей мне кажется будет, если участники не будут внимательно смотреть на своих героев, а сделают какие-то отписки в иронически-циничном стиле деконструкции или наоборот в наивной романтизации коммунизма.
4) Какую зрительскую реакцию ты ожидаешь?
Я ожидаю простой человеческий интерес к судьбам, лицам людей, изображенных на этих портретах.
5) Не очень понятно, что может говорить такая маленькая и спорадическая социологическая работа?
Да, это такой доморощенный художественно-социологический опрос, где Мария Чехонадских, которая мне помогает, и я "на коленках" собираем портреты из 19 миллионов человек, приглашая знакомых, развешивая объявления, рассылая информацию по мэйлинг-листам и так далее. Я думаю, что претензия сделать этот проект более институционально и "полно" была бы неправильна, потому что это бы повторило официоз и окаменелость самой КПСС, какой она была. Здесь важен элемент личного - это всё-таки проект о людях, о портрете как гуманистической репрезентации.
6) Я плохо понимаю устройство твоего проекта. Ты можешь дать пример не из пресс-релиза? Такое внутреннее описание проекта? Я опасаюсь "социально-прикладного искусства," так сказать проекты "про" коллективность.
Для меня приглашение всех участвовать в этом проекте - жест моего личного бессилия как индивидуального художника сделать много портретов из 19 миллионов человек. Я мог бы написать может быть 20 портретов сам, но повидимому вряд ли больше. То есть этот проект - превращается в коллективный из-за моего личного как индивидуального художника бессилия перед этим историческим пластом, этой историей, этим морем людей и судеб.
7) Как ты для себя объясняешь то, что ты передаешь процесс портретирования другим людям? Вынося себя за рамки создания портрета, остаешься ли ты художником, задающим правила проекта, а участники, приносящие портреты, сами становятся ли также и немного портретируемыми?
Конечно, в каком-то смысле все люди, которые будут участвовать в этом проекте, становятся портретируемыми, но я хочу, чтобы они ответственно приняли решение участвовать в этом проекте, с осознанием того, что то, как они покажут бывшего члена КПСС - есть выражение их собственного отношения к тому, что было тогда, и как они относятся к событиям последних 25 лет. И мне кажется, что когда у каждого участника -
потенциально 19 миллионов возможных портретируемых - это демократично. Ведь всё, что объединяет и наверное объединяло бывших членов КПСС -- это графа в анкете. На этой мельчайшей детали строится весь коллективизм этого проекта.
Евгений, это масштабный проект, будет ли у него продолжение на каких-либо других площадках? Потапов Владимир
ReplyDeletePrivetstvuu, Vladimir
ReplyDeleteDa, khotelos' bi, chtobi bilo prodolzhenie i proekt razvivalsya, no poka konkretnikh idei net. Napishite, chto vy dumaet -- v kakom formate/v kakom kluche etot proekt dolzhen razvivat'sya vy schitaete?
Yevgeniy
Hi Vladimir,
Yes, it would be great if the project continues after the MMoMA show and develops further. However, right now I don't have any concrete ideas. Please write what are your thoughts, in what format/how exactly this project you think should develop in the future?
Yevgeniy
Евгений, здравствуйте,
ReplyDeleteмне кажется, что этот проект мог бы иметь продолжение в виде некой передвижной выставки по местам, где коммунизм действительно оказал историческое влияние, например, это могли бы быть страны бывшего соц.лагеря, США, как главный идеологический противник. Потапов Владимир
Евгений, проект конечно, интересный, и я приняла в нем участие с полной отдачей, но теперь вижу, что в нем есть опасность однообразия, которая заложена изначально. Жанр портрета предполагает особое внимание к портретируемому, и художник непременно вкладывает частичку себя уже в самом факте внимания, выбора модели. В любом портрете есть доля о "себе любимом". Таким образом проект представляет собой сплошной позитив. Лицо коммуниста, пережившего лагеря по 58 статье и лицо того коммуниста, который его осудил, не может иметь принципиальных различий, и то и другое одинаково бороздят морщины раздумий и как бы ни старался художник, в таких портретах исчезает драма истории, остается лишь уважение к человеку как к живому существу. "Коммунисты - тоже люди,- говорит проект,- и не надо, господа американцы и европейцы, бояться коммунистической заразы, ее просто нет. Вы видите обычных людей." Все это хорошо, и полезно, но тогда возникает нелепый вопрос: а откуда же взялись массовые расстрелы, прессинг на личность и т.д., что никак нельзя вычеркнуть из истории? Бес попутал, мистика? Как получилось, что эта милая старушка, сидящая на диване, возможно, стенографировала аккуратным почерком допрос невинного человека, и совесть ее не может быть чиста. Но этого никто не узнает в жанре портрета, он не состоянии идти дальше видимой поверхности. И так, 19 миллионов сокрытий, одинаковых в своем позитиве. Как говорится, одна ложка дегтя портит бочку меда. У нас нет этой ложки, сплошной мед. Правильно ли это? Возможно, для большей объективности, следует дополнить статичность портретного жанра другим, например видео, на которых вереницами идут гулаговцы, плачут голодающие и другой документалистикой. Тогда милые старушки и дедульки заставят зрителя сопоставлять и думать, как такое могло случиться и как в дальнейшем не допустить превращения столь милых людей в соучастников преступлений. Не знаю, какое решение вы примете в концепции проекта, но пока в нем есть опасность необъективного однообразия. Ваша Елена Голуб.
ReplyDeleteSpasibo, Vladimir, otlichnaya idea! A kak vy dumaete v sluchae takoi vystavki, nuzhno vozit' odnu i tu zhe kollekziu portretov ili v kazhdom meste priglashat' novikh uchasnikov i nabirat' novie portreti, imeuchie otnoshenie k mestnoi situazii (ya imeu v vidu esli eto strani byvshego soz. lagerya?
ReplyDeleteThanks, Vladimir, for this idea! Traveling this show to countries, where communism had a historical role is a great idea. However, should the same collection of portraits travel to different locations or should new participants be invited in each of those locations and new portraits made, connected to the local situation?
Zdravstvuite Elena, gromnoe spasibo za etot post! Vy pravy, sovershenno ne khotelos' bi delat' iz etogo proekta polniy pozitiv i prosto skazat', chto "kommunisti --tozhe ludi."
ReplyDeleteMne kazhetsya, chto portret konechno mozhet pokazat' dramatizm i tragichnost' istorii. V proekte "portret" ponimaetsya ochen' shiroko. Bezuslovno, budut i video i drugie media, dazhe po-moemu, neskol'ko installyaziy. Ya ne dumau, chto portret -- po-opredeleniy pozitivniy zhanr. Kazhdiy uchastnik vprave rasshirit' granizi tradizionnogo ponimaniya portreta nastol'ko naskol'ko on schitaet nuzhnim, chtobi peredat' slozhnost' i protevorechivost' istorii. I konechno vovse ne vse portreti budut pozitivnimi. Budut i kriticheskie. Kak vy pishite: "Лицо коммуниста, пережившего лагеря по 58 статье и лицо того коммуниста, который его осудил, не может иметь принципиальных различий, и то и другое одинаково бороздят морщины раздумий и как бы ни старался художник, в таких портретах исчезает драма истории, остается лишь уважение к человеку как к живому существу. " Mne kak raz kazhetsya, chto v etom i zakluchaetsya interess etogo proekta. Etot proekt kak raz o probleme reprezentazii istorii. I mne kazhetsya, chto resenie ne pozvolit' etoi drame istorii ischeznut' iz portreta -- eto kak raz nashe s vami i drugikh uzhastnikov individual'noe reshenie/vsyatie individual'noi otvetstvennosti.
Voprosi kotorie vy zadaete sovershenno pravomerni, i ya dumau mnogie uchastniki zadaut ikh sebe tozhe. Otvetit li etot proekt na eti voprosi? Skoree vsego net, not ya dumau, chto etot proekt kak raz postavit eti voprosi. "Portret 19 Millionov" kak raz budet materilizaziey etikh voprosov. Proekt ne zenzuriruetsya i pomazhet to, chto pokazhet. To, chto my poluchim -- budet opredelenniy srez nashego otnosheniya k Sovetskoi istorii i vozmoznosti (ili nevozmozhnosti) ee representazii segodnya. Ya dumau, chto proekt dolzhen ostat'sya nedidactichnim otkritim experimentom.
Dear Elena, thanks very much for this post! You are right, I have no wish to turn this project into a positive and uncritical celebration and simply say that "Communist are people too."
ReplyDeleteI think this portrait definitely can show the drama and tragedy of history. In this project "portrait" is being understood broadly. Without doubt there will be video and other media, including, I believe, a few installations. I don't think that portrait is by definition an "affirmative"" genre. It's up to the participants to define "portrait" as broadly as he or she sees fit, in order to convey the complexity and contradictions of history. And, of course, not every portrait will be "affirmative." There will be critical portraits as well. You write: "The face of a Communist, who went through the Gulag system and face of a Communist, who sent him there are not that different; both evenly marked by wrinkles of age and contemplation and no matter how the artist tries, the drama of history won't be captured by the portrait. What will remain is only respect for the subject of the portrait as a human being." I believe that this is precisely the interest of this project. This project is precisely about the problem of representation of history. And I think that decision not to let this drama of history disappear from the portrait is our (as participants) individual decision/acceptance of responsibility.
Questions that you are raising are very important and I think many participants ask these questions of themselves too. Will this project answer these questions? Most likely not. However, I think that this project will manifest these questions. "Portrait of 19 Million" will become a materialization of these questions. This project is not being censored and it will show what it will show. What we'll get in the end will be a specific cross section of our attitudes towards Soviet history and our possibility (or impossibility) to represent it today. I think this project must remain a non-didactic and open experiment.
Я тоже надеюсь на то, что проект материализует немало вопросов. Но, как известно, хороший експромт получается тогда, когда он заранее подготовлен.Если у нас срез по 1985 году, то в нем из коммунистов остались, наверное только наиболее приспособляемые, "lucky man". Репрессированных осталось мало в живых, и они были исключены из партии.Возможно, есть смысл связаться с "Обществом репрессированных и политзаключенных" и специально попросить известных художников сделать портреты тех, кто был тогда коммунистом, не знаю. Это вопрос организационный, как мне кажется, для полноты проекта.Если же пустить все на самотек, то художники, как и все люди, в первую очередь выбирают то, что легче и приятнее. Например мне, поскольку условием было "один портрет- один художник" ближе всего был образ моего отца, хотя для проекта, я вижу, надо было бы заняться расследованием и найти человека пострадавшего, который заслуживает хорошей памяти, что выполнить гораздо сложнее. Желаю удачи организаторам! Елена Голуб.
ReplyDeleteU nas srez -- poslednie godi Sovetskogo Souza 1985-1991. To est' vazhno, chtobi na nachalo konza Sovetskogo Souza nashi geroi vse eche bili v Partii. "Общество репрессированных и политзаключенных," vy imeete v vidu moskovskiy "Memorial"? Ili chto-to drugoe? Ya bi s udovol'stviem s nimi svyazalsya. Ya sovsem ne dumau, chto vashe reshenie vzyat' za geroya portreta vashego otza problematichno. Eto bilo estestvennim impul'som -- i v etom istoricheskaya pravda. Kstati, formula "odin portret-odnin khudozhnik" vovse ne absolutno zhestkaya i esli u vas est' zhelanie rasshirit' vashe uchastie i zdelat' chto-to eche i o drugom cheloveke, postradavshem v Stalinskie godi, budet zamechatel'no.
ReplyDeleteOur timeframe is the last years of the Soviet Union 1985-1991. So it's important that by the beginning of the end of the Soviet Union, the subjects of our portraits were still in the Party. "Society of former political prisoners," do you mean the "Memorial" foundation? Or something else? I would be glad to get in touch with them. I don't think that your decision to focus on your father as subject of the portrait is problematic at all. It was your natural impulse and in it lays historical truth as well. By the way, the formula "one artist - one portrait" isn't set in stone and if you would like to broaden your participation and make a work about someone, who was a victim of Stalin's era purges, it would be great.
Евгений, думаю, что работы должны быть местных коммунистов, тем самым выявить реальную принадлежность этой страны к тому периоду. Наличие таких работ также позволит местному зрителю, который в последнее время радикально настроен на коммунистическое наследие своей страны, понять, что были местные, свои люди, которые верили, страдали за эти идеалы, а были и те, кто выступал и палачами и надзирателями.
ReplyDeleteDa, ya tozhe dumau, chto pravil'nei vsego budet privlech' mestnikh zhitelei i mestnikh khudozhnikov esli etot proekt pokazivat' v drugikh stranakh v buduchem.
ReplyDeleteI also think that it would be best to get local artists and residents involved in each location if this project travels to other locations/countries in the future.