1) Должны ли все участники быть бывшими членами КПСС?
Любой человек может участвовать. Однако, герои портретов (люди, изображенные на портретах) должны были состоять в КПСС в последнии годы существования Советского Союза.
2) Зачем ты делаешь этот проект?
Этот проект о людях, о судьбах. Общество по-прежнему сваливает всю ответственность за трудности настоящего, за советское прошлое на коммунистов. Так кто же эти мифические "коммунисты"? Это чья-то бабушка, учительница химии, чей-то дедушка, вступивший в партию во время войны. Среди них были и люди, верившие в коммунизм. Были и конформисты-карьеристы. Там были и обманутые. Партия была очень неоднородна. На начало перестройки в Ком. Партии было почти 19 миллионов человек. Это действительно огромное количество, и разница между просто советским субъектом и членом Ком. Партии была на практике минимальна. Как тогда говорилось -- народ и партия едины - и это видимо действительно было так. Это были одни и те же люди. "Портрет 19 миллионов" - попытка разделить ответственность за прошлое. Мы не можем сваливать всю ответственность на членов компартии СССР. Я хочу, чтобы мы узнали собственные черты в портретах 19 миллионов: наш собственный конформизм, собственную боязнь власти, наши собственные надежды на лучшее будущее и т.д.
3) Как ты сам будешь его оценивать, в каком случае решишь, что все получилось отлично, а в каком, что это – неудача?
В работе над проектом, построенном на открытом участии и коммуникации - невозможно предсказать, что получится. Я думаю, что удачей в этом проекте будет, если участники по-настоящему пристально и вдумчиво всмотрятся в лица и судьбы выбранных ими героев портретов. Ведь этот проект как раз об отдельном человеке внутри невозможного сообщества. Неудачей мне кажется будет, если участники не будут внимательно смотреть на своих героев, а сделают какие-то отписки в иронически-циничном стиле деконструкции или наоборот в наивной романтизации коммунизма.
4) Какую зрительскую реакцию ты ожидаешь?
Я ожидаю простой человеческий интерес к судьбам, лицам людей, изображенных на этих портретах.
5) Не очень понятно, что может говорить такая маленькая и спорадическая социологическая работа?
Да, это такой доморощенный художественно-социологический опрос, где Мария Чехонадских, которая мне помогает, и я "на коленках" собираем портреты из 19 миллионов человек, приглашая знакомых, развешивая объявления, рассылая информацию по мэйлинг-листам и так далее. Я думаю, что претензия сделать этот проект более институционально и "полно" была бы неправильна, потому что это бы повторило официоз и окаменелость самой КПСС, какой она была. Здесь важен элемент личного - это всё-таки проект о людях, о портрете как гуманистической репрезентации.
6) Я плохо понимаю устройство твоего проекта. Ты можешь дать пример не из пресс-релиза? Такое внутреннее описание проекта? Я опасаюсь "социально-прикладного искусства," так сказать проекты "про" коллективность.
Для меня приглашение всех участвовать в этом проекте - жест моего личного бессилия как индивидуального художника сделать много портретов из 19 миллионов человек. Я мог бы написать может быть 20 портретов сам, но повидимому вряд ли больше. То есть этот проект - превращается в коллективный из-за моего личного как индивидуального художника бессилия перед этим историческим пластом, этой историей, этим морем людей и судеб.
7) Как ты для себя объясняешь то, что ты передаешь процесс портретирования другим людям? Вынося себя за рамки создания портрета, остаешься ли ты художником, задающим правила проекта, а участники, приносящие портреты, сами становятся ли также и немного портретируемыми?
Конечно, в каком-то смысле все люди, которые будут участвовать в этом проекте, становятся портретируемыми, но я хочу, чтобы они ответственно приняли решение участвовать в этом проекте, с осознанием того, что то, как они покажут бывшего члена КПСС - есть выражение их собственного отношения к тому, что было тогда, и как они относятся к событиям последних 25 лет. И мне кажется, что когда у каждого участника -
потенциально 19 миллионов возможных портретируемых - это демократично. Ведь всё, что объединяет и наверное объединяло бывших членов КПСС -- это графа в анкете. На этой мельчайшей детали строится весь коллективизм этого проекта.
Любой человек может участвовать. Однако, герои портретов (люди, изображенные на портретах) должны были состоять в КПСС в последнии годы существования Советского Союза.
2) Зачем ты делаешь этот проект?
Этот проект о людях, о судьбах. Общество по-прежнему сваливает всю ответственность за трудности настоящего, за советское прошлое на коммунистов. Так кто же эти мифические "коммунисты"? Это чья-то бабушка, учительница химии, чей-то дедушка, вступивший в партию во время войны. Среди них были и люди, верившие в коммунизм. Были и конформисты-карьеристы. Там были и обманутые. Партия была очень неоднородна. На начало перестройки в Ком. Партии было почти 19 миллионов человек. Это действительно огромное количество, и разница между просто советским субъектом и членом Ком. Партии была на практике минимальна. Как тогда говорилось -- народ и партия едины - и это видимо действительно было так. Это были одни и те же люди. "Портрет 19 миллионов" - попытка разделить ответственность за прошлое. Мы не можем сваливать всю ответственность на членов компартии СССР. Я хочу, чтобы мы узнали собственные черты в портретах 19 миллионов: наш собственный конформизм, собственную боязнь власти, наши собственные надежды на лучшее будущее и т.д.
3) Как ты сам будешь его оценивать, в каком случае решишь, что все получилось отлично, а в каком, что это – неудача?
В работе над проектом, построенном на открытом участии и коммуникации - невозможно предсказать, что получится. Я думаю, что удачей в этом проекте будет, если участники по-настоящему пристально и вдумчиво всмотрятся в лица и судьбы выбранных ими героев портретов. Ведь этот проект как раз об отдельном человеке внутри невозможного сообщества. Неудачей мне кажется будет, если участники не будут внимательно смотреть на своих героев, а сделают какие-то отписки в иронически-циничном стиле деконструкции или наоборот в наивной романтизации коммунизма.
4) Какую зрительскую реакцию ты ожидаешь?
Я ожидаю простой человеческий интерес к судьбам, лицам людей, изображенных на этих портретах.
5) Не очень понятно, что может говорить такая маленькая и спорадическая социологическая работа?
Да, это такой доморощенный художественно-социологический опрос, где Мария Чехонадских, которая мне помогает, и я "на коленках" собираем портреты из 19 миллионов человек, приглашая знакомых, развешивая объявления, рассылая информацию по мэйлинг-листам и так далее. Я думаю, что претензия сделать этот проект более институционально и "полно" была бы неправильна, потому что это бы повторило официоз и окаменелость самой КПСС, какой она была. Здесь важен элемент личного - это всё-таки проект о людях, о портрете как гуманистической репрезентации.
6) Я плохо понимаю устройство твоего проекта. Ты можешь дать пример не из пресс-релиза? Такое внутреннее описание проекта? Я опасаюсь "социально-прикладного искусства," так сказать проекты "про" коллективность.
Для меня приглашение всех участвовать в этом проекте - жест моего личного бессилия как индивидуального художника сделать много портретов из 19 миллионов человек. Я мог бы написать может быть 20 портретов сам, но повидимому вряд ли больше. То есть этот проект - превращается в коллективный из-за моего личного как индивидуального художника бессилия перед этим историческим пластом, этой историей, этим морем людей и судеб.
7) Как ты для себя объясняешь то, что ты передаешь процесс портретирования другим людям? Вынося себя за рамки создания портрета, остаешься ли ты художником, задающим правила проекта, а участники, приносящие портреты, сами становятся ли также и немного портретируемыми?
Конечно, в каком-то смысле все люди, которые будут участвовать в этом проекте, становятся портретируемыми, но я хочу, чтобы они ответственно приняли решение участвовать в этом проекте, с осознанием того, что то, как они покажут бывшего члена КПСС - есть выражение их собственного отношения к тому, что было тогда, и как они относятся к событиям последних 25 лет. И мне кажется, что когда у каждого участника -
потенциально 19 миллионов возможных портретируемых - это демократично. Ведь всё, что объединяет и наверное объединяло бывших членов КПСС -- это графа в анкете. На этой мельчайшей детали строится весь коллективизм этого проекта.