Евгений Фикс
Не-противоречие
Начну свой рассказ с представления двух различных взглядов на коммунистическую партию СССР – с позиции левых и правых радикалов.
Лев Троцкий в книге «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?» , опубликованной в 1936 году, критикуя сталинский режим, резко негативно оценивает состояние коммунистической партии Советского Союза и проводимой в ее отношении политики демократизации. По мнению Троцкого, Сталин, являясь мелкобуржуазным элементом, нанес смертельный удар партии, намеренно упростив процедуру вступления в КПСС, в результате чего в ее ряды вошли тысячи людей с мелкобуржуазным сознанием и идеологически незрелых рабочих, неподготовленных и/или безразличных к революционной ситуации. Он считал политику демократизации в этом вопросе контрреволюционным действием.
Как пишет Троцкий, в середине 1920-х годов настоящие коммунисты составляли в партии меньшинство. Коммунистическая партия Советского Союза больше не была ленинской, революционной партией, но лишь удобным инструментом в руках сталинской бюрократии. Из вынужденного изгнания, незадолго до насильственной смерти от руки сталинского приспешника, Троцкий ностальгирует по старой партии, представлявшей собой небольшую высокоидейную группу передового рабочего класса – партию, попасть в которую до революции было не таким простым делом.
Праворадикальную точку зрения представляет Айн Рэнд, которая в романе «Мы, живые» описывает воцарившуюся в партийных кругах в середине 1920-х атмосферу взяточничества и продажности вследствие циничных и враждебных революционному процессу элементов примкнувших к партии, чтобы обеспечить себе карьерный рост и комфортное будущее, поняв, что советская власть установилась в России надолго. Рэнд расценивает вступление в ряды КПСС как признак морального разложения и конформизма. Для нее оно означало разменять свою душу ради выгодного трудоустройства, доступа к спецраспределителям и другим благам, имевшимся в распоряжении советского правительства.
Однако, ни Троцкий, ни Рэнд не отрицают того факта, что в разношерстных партийных рядах были и люди, верившие в коммунистические идеалы и действовавшие в соответствии с их принципами. Таков один из положительных персонажей романа Рэнд – герой гражданской войны Андрей Таганов, который становится жертвой заговора, организованного беспринципным партийным аппаратчиком Павлом Сыровым. Одна из сюжетных линий книги – волна самоубийств старых большевиков и коммунистов, не имеющих ни возможности воспрепятствовать политике, проводимой в отношении партии, ни сил вынести того, во что она превращалась на их глазах.
Мертвая и живая
Как отмечает Троцкий, преобразование партии из малочисленной и идеологически зрелой в «миллионную», чья власть в стране стала неоспоримой, создало абсолютно другую ситуацию, чем та, что существовала до революции. Членство в партии более не требовало жертв и не таило опасности. Напротив вступление в ряды КПСС стало насущной необходимостью. Оно превратилось в обыденность. Кроме того, партийное членство - это прямая связь с правительственным аппаратом, что создавало подходящие условия для коррупции.
В начале Перестройки в 1985 году, согласно официальной статистике, 19 миллионов человек были членами коммунистической партии СССР. Однако лишь незначительная их часть противодействовала роспуску компартии и распаду Советского Союза в 1991 году. После 1991 только небольшое число бывших членов КПСС вступило в различные новые организации и партии коммунистической направленности. 19 миллионов исчезли, растворились среди прочего населения и подхватили программу нового общественного строя, сформировавшегося вместо СССР.
Кто были эти 19 миллионов? Когда и почему они вступили в партию? Когда и почему вышли из ее рядов? Что произошло с этими людьми после 1991 года? Кто они теперь?
Многие еще живы и здоровы. Возможно, не все 19 миллионов, но это все еще миллионы. Сейчас они заняты в промышленности, бизнесе, правительстве, культуре, в военной сфере постсоветского общества. Они активные участники общественной и экономической жизни своих стран. Бывшие члены КПСС все еще среди нас.
Портрет 19 миллионов
«Портрет 19 миллионов» – совместный проект, в котором мог принять участие любой желающий. Для этого надо было представить портрет (или автопортрет) человека, который к началу Перестройки был членом КПСС (возраст, занятия и социальное положение не имеют значения). Портреты могли быть выполнены в любой технике и в любом стиле: живопись, рисунок, студийная фотография, любительская фотография, фотография, сделанная мобильным телефоном, видео и так далее.
В дополнение участников так же просили заполнить прилагающуюся анкету с информацией о портретируемом: имя, место и дату рождения; образование; дату вступления в партию; место работы на момент вступления в партию; ответ на вопрос, что у вас было общего и что отличало от других членов партии; место работы в начале Перестройки; когда вы вышли из партии; изменились ли ваши политические взгляды с тех пор; место работы в настоящее время; и так далее. Проект «Портрет 19 миллионов», сосредоточенный на конкретных людях, использует художественные и социологические инструменты для того, чтобы представить положение в СССР в начале Перестройки и изменения, произошедшие с тех пор.
С середины 1920-х членство в коммунистической партии Советского Союза становится все более и более фактом повседневного существования вне политики. Поэтому «Портрет 19 миллионов» о широком спектре человеческих нарративов и о жизни, как таковой, в течение советского и постсоветского периода. Коммунистическая партия СССР не была гомогенной. Члены КПСС были разными, так же, как и население СССР. Эти люди вступили в партию в разное время, по разным причинам и при разных объстоятельствах. Их политические взгляды были различны. Их социальный портрет не однороден. В течение постсоветского периода они так же заняли разные позиции: некоторые остались верны коммунистическим идеалам, другие восприняли новые идеи.
С одной стороны, проект «Портрет 19 миллионов» подтверждает стиранее граней между советским гражданином и членом КПСС. С другой, выступает против практики тривиализации членства в Коммунистической партии Советского Союза, не принимая оправдание «они вступили потому, что все вокруг вступали – это то, что надо было сделать» как попытку освободить актеров истории от ответственности.
Предыстория
«Портрет 19 миллионов» продолжение двух моих предыдущих проектов – «Коммунистическая партия США» и «Американская ассоциация ветеранов холодной войны». «Коммунистическая партия США» представляет собой серию портретов членов американской коммунистической партии, которые я написал в 2007 году в национальном штабе партии в Нью-Йорке. Работая над проектом, я пытался понять, в каком положении находилась американская коммунистическая партия на тот момент, а также показать реально существующих людей, живущих в США сегодня и считающих себя коммунистами. Мне было важно пересмотреть точку зрения на соцреализм и соцарт, избегая ловушки и того, и другого. Я изобразил своих героев в повседневной одежде и в обычной рабочей обстановке, которая ничем не отличалась от скромных офисных зданий в США.
Портреты сопровождают короткие автобиографии и интервью, в которых я среди прочих задавал своим героям такие вопросы: «Что, по вашему мнению, представлял собой Советский Союз?», «Какая у вас точка зрения на современную Россию?» и «Что вы думаете о Михаиле Горбачеве?».
Два года спустя, в 2009 году, я использовал ту же стратегию в проекте «Американская ассоциация ветеранов холодной войны». Члены ассоциации служили в армии и морфлоте США в период между 1945-1991 и готовились к обороне страны в случае нападения СССР. Часть из них служила в ядерных войсках, кто-то - на американских базах у границы с Советским Союзом.
Цель ассоциации – добиться для ветеранов Холодной войны равного статуса с ветеранами Второй Мировой и войн в Корее и Вьетнаме. Кроме того, организация лоббирует правительство, чтобы оно официально учредило медаль «За победу в холодной войне». На настоящий момент, Американская Ассоциация ветеранов холодной войны состоит из военных низшего ранга и действует без какой-либо поддержки со стороны правительства и Пентагона.
В проектах «Американская ассоциация ветеранов холодной войны» и «Коммунистическая партия США» я стремился избежать искажений, свойственных соцреализму и соц-арту, и реалистично, с одинаковой эмпатией и уважением изобразить и американских ветеранов холодной войны, и американских коммунистов – субъектов исторического процесса по обе стороны политического и идеологического спектра, определившего 20 век.
При общей схожести всех трех проектов, первые два («Американская ассоциация ветеранов холодной войны» и «Коммунистическая партия США») я интерпретирую как личный жест художника. В то время как «Портрет 19 миллионов» - открытый проект, в котором может принять участие каждый. Он больше не является моим частным жестом.
Я в нем стремлюсь к недоступному и утопичному – созданию девятнадцати миллионов портретов посредством демократизации участия.
Кроме того, если в проектах «Американская Ассоциация Ветеранов Холодной Войны» и «Коммунистическая партия США» я показал небольшие маргинальные группы, существующие внутри основного американского нарратива, то «Портрет 19 миллионов» изображает членов сильной и многочисленной политической партии, которая на протяжении семидесяти лет пользовалась неограниченной властью в одной из самых больших стран мира. По иронии истории, сегодня в обществе роль этих трех групп (современные американские коммунисты, американские ветераны холодной войны, и бывшие члены коммунистической партии Советского Союза) совершенно незаметна.
Призыв
«Портрет 19 миллионов» был попыткой проанализировать состояние современного постсоветского общества, а также подчеркнуть связь с советской историей. Проект подчеркивает значение «исчезнувших» 19 миллионов, бывших членов КПСС, для современного постсоветского общества. Актуализируя советское прошлое, он вновь делает членов коммунистической партии Советского Союза видимыми.
В тексте «Ответственность постсоветского художника», опубликованном в 2006 году, я утверждал, что постсоветский художник должен взять на себя ответственность за советскую историю, и что с непомерным чувством отрицания и подавления ее в современном постсоветском обществе необходимо бороться. Сегодня, в 2011 году, я по-прежнему верю в то, что возвращение себе советской истории и активное в нее вхождение являются гораздо более действенными методами избавления от постсоветской травмы, нежели отрицание и подавление. Ответственность за свою собственную историю означает критическое отношения к ней. Советскую историю следует рассматривать как место, которое предстоит захватить, и к исторической дисциплине нужно применить тактику интервенции. Такой подход означает раскрытие репрессированных исторических пластов и критическое переосмысление общепринятого «официального» исторического нарратива.
Активное вмешательство в историю предполагает формирование параллельного/альтернативного знания, которое начинается со сбора исторических фактов. «Портрет 19 миллионов» занимается именно этим: в его рамках заявляют о себе факты истории, смещающие акцент в наших представлениях. Проект рождается из пугающего осознания непротиворечивости исторической трагедии коммунистического проекта в ХХ веке и повседневной обыденности членства в КПСС.
К вопросу о теоретизации исторической ответственности я хотел бы добавить, что сегодня считаю эту ответственность не только личной, но и коллективной. Проект «Портрет 19 миллионов» невозможно представить без чувства разделенной ответственности. В нем партия и народ представлены со знаком равенства, и на бывших членов коммунистической партии не возлагается вся вина за невыносимое советское прошлое. Они представлены советскими людьми, членами невозможного сообщества, как в прошлом, так и в настоящем. Проект призывает всех взглянуть на советскую историю широко открытыми глазами и найти в «Портрете 19 миллионов» свои собственные черты.
Не-противоречие
Начну свой рассказ с представления двух различных взглядов на коммунистическую партию СССР – с позиции левых и правых радикалов.
Лев Троцкий в книге «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?» , опубликованной в 1936 году, критикуя сталинский режим, резко негативно оценивает состояние коммунистической партии Советского Союза и проводимой в ее отношении политики демократизации. По мнению Троцкого, Сталин, являясь мелкобуржуазным элементом, нанес смертельный удар партии, намеренно упростив процедуру вступления в КПСС, в результате чего в ее ряды вошли тысячи людей с мелкобуржуазным сознанием и идеологически незрелых рабочих, неподготовленных и/или безразличных к революционной ситуации. Он считал политику демократизации в этом вопросе контрреволюционным действием.
Как пишет Троцкий, в середине 1920-х годов настоящие коммунисты составляли в партии меньшинство. Коммунистическая партия Советского Союза больше не была ленинской, революционной партией, но лишь удобным инструментом в руках сталинской бюрократии. Из вынужденного изгнания, незадолго до насильственной смерти от руки сталинского приспешника, Троцкий ностальгирует по старой партии, представлявшей собой небольшую высокоидейную группу передового рабочего класса – партию, попасть в которую до революции было не таким простым делом.
Праворадикальную точку зрения представляет Айн Рэнд, которая в романе «Мы, живые» описывает воцарившуюся в партийных кругах в середине 1920-х атмосферу взяточничества и продажности вследствие циничных и враждебных революционному процессу элементов примкнувших к партии, чтобы обеспечить себе карьерный рост и комфортное будущее, поняв, что советская власть установилась в России надолго. Рэнд расценивает вступление в ряды КПСС как признак морального разложения и конформизма. Для нее оно означало разменять свою душу ради выгодного трудоустройства, доступа к спецраспределителям и другим благам, имевшимся в распоряжении советского правительства.
Однако, ни Троцкий, ни Рэнд не отрицают того факта, что в разношерстных партийных рядах были и люди, верившие в коммунистические идеалы и действовавшие в соответствии с их принципами. Таков один из положительных персонажей романа Рэнд – герой гражданской войны Андрей Таганов, который становится жертвой заговора, организованного беспринципным партийным аппаратчиком Павлом Сыровым. Одна из сюжетных линий книги – волна самоубийств старых большевиков и коммунистов, не имеющих ни возможности воспрепятствовать политике, проводимой в отношении партии, ни сил вынести того, во что она превращалась на их глазах.
Мертвая и живая
Как отмечает Троцкий, преобразование партии из малочисленной и идеологически зрелой в «миллионную», чья власть в стране стала неоспоримой, создало абсолютно другую ситуацию, чем та, что существовала до революции. Членство в партии более не требовало жертв и не таило опасности. Напротив вступление в ряды КПСС стало насущной необходимостью. Оно превратилось в обыденность. Кроме того, партийное членство - это прямая связь с правительственным аппаратом, что создавало подходящие условия для коррупции.
В начале Перестройки в 1985 году, согласно официальной статистике, 19 миллионов человек были членами коммунистической партии СССР. Однако лишь незначительная их часть противодействовала роспуску компартии и распаду Советского Союза в 1991 году. После 1991 только небольшое число бывших членов КПСС вступило в различные новые организации и партии коммунистической направленности. 19 миллионов исчезли, растворились среди прочего населения и подхватили программу нового общественного строя, сформировавшегося вместо СССР.
Кто были эти 19 миллионов? Когда и почему они вступили в партию? Когда и почему вышли из ее рядов? Что произошло с этими людьми после 1991 года? Кто они теперь?
Многие еще живы и здоровы. Возможно, не все 19 миллионов, но это все еще миллионы. Сейчас они заняты в промышленности, бизнесе, правительстве, культуре, в военной сфере постсоветского общества. Они активные участники общественной и экономической жизни своих стран. Бывшие члены КПСС все еще среди нас.
Портрет 19 миллионов
«Портрет 19 миллионов» – совместный проект, в котором мог принять участие любой желающий. Для этого надо было представить портрет (или автопортрет) человека, который к началу Перестройки был членом КПСС (возраст, занятия и социальное положение не имеют значения). Портреты могли быть выполнены в любой технике и в любом стиле: живопись, рисунок, студийная фотография, любительская фотография, фотография, сделанная мобильным телефоном, видео и так далее.
В дополнение участников так же просили заполнить прилагающуюся анкету с информацией о портретируемом: имя, место и дату рождения; образование; дату вступления в партию; место работы на момент вступления в партию; ответ на вопрос, что у вас было общего и что отличало от других членов партии; место работы в начале Перестройки; когда вы вышли из партии; изменились ли ваши политические взгляды с тех пор; место работы в настоящее время; и так далее. Проект «Портрет 19 миллионов», сосредоточенный на конкретных людях, использует художественные и социологические инструменты для того, чтобы представить положение в СССР в начале Перестройки и изменения, произошедшие с тех пор.
С середины 1920-х членство в коммунистической партии Советского Союза становится все более и более фактом повседневного существования вне политики. Поэтому «Портрет 19 миллионов» о широком спектре человеческих нарративов и о жизни, как таковой, в течение советского и постсоветского периода. Коммунистическая партия СССР не была гомогенной. Члены КПСС были разными, так же, как и население СССР. Эти люди вступили в партию в разное время, по разным причинам и при разных объстоятельствах. Их политические взгляды были различны. Их социальный портрет не однороден. В течение постсоветского периода они так же заняли разные позиции: некоторые остались верны коммунистическим идеалам, другие восприняли новые идеи.
С одной стороны, проект «Портрет 19 миллионов» подтверждает стиранее граней между советским гражданином и членом КПСС. С другой, выступает против практики тривиализации членства в Коммунистической партии Советского Союза, не принимая оправдание «они вступили потому, что все вокруг вступали – это то, что надо было сделать» как попытку освободить актеров истории от ответственности.
Предыстория
«Портрет 19 миллионов» продолжение двух моих предыдущих проектов – «Коммунистическая партия США» и «Американская ассоциация ветеранов холодной войны». «Коммунистическая партия США» представляет собой серию портретов членов американской коммунистической партии, которые я написал в 2007 году в национальном штабе партии в Нью-Йорке. Работая над проектом, я пытался понять, в каком положении находилась американская коммунистическая партия на тот момент, а также показать реально существующих людей, живущих в США сегодня и считающих себя коммунистами. Мне было важно пересмотреть точку зрения на соцреализм и соцарт, избегая ловушки и того, и другого. Я изобразил своих героев в повседневной одежде и в обычной рабочей обстановке, которая ничем не отличалась от скромных офисных зданий в США.
Портреты сопровождают короткие автобиографии и интервью, в которых я среди прочих задавал своим героям такие вопросы: «Что, по вашему мнению, представлял собой Советский Союз?», «Какая у вас точка зрения на современную Россию?» и «Что вы думаете о Михаиле Горбачеве?».
Два года спустя, в 2009 году, я использовал ту же стратегию в проекте «Американская ассоциация ветеранов холодной войны». Члены ассоциации служили в армии и морфлоте США в период между 1945-1991 и готовились к обороне страны в случае нападения СССР. Часть из них служила в ядерных войсках, кто-то - на американских базах у границы с Советским Союзом.
Цель ассоциации – добиться для ветеранов Холодной войны равного статуса с ветеранами Второй Мировой и войн в Корее и Вьетнаме. Кроме того, организация лоббирует правительство, чтобы оно официально учредило медаль «За победу в холодной войне». На настоящий момент, Американская Ассоциация ветеранов холодной войны состоит из военных низшего ранга и действует без какой-либо поддержки со стороны правительства и Пентагона.
В проектах «Американская ассоциация ветеранов холодной войны» и «Коммунистическая партия США» я стремился избежать искажений, свойственных соцреализму и соц-арту, и реалистично, с одинаковой эмпатией и уважением изобразить и американских ветеранов холодной войны, и американских коммунистов – субъектов исторического процесса по обе стороны политического и идеологического спектра, определившего 20 век.
При общей схожести всех трех проектов, первые два («Американская ассоциация ветеранов холодной войны» и «Коммунистическая партия США») я интерпретирую как личный жест художника. В то время как «Портрет 19 миллионов» - открытый проект, в котором может принять участие каждый. Он больше не является моим частным жестом.
Я в нем стремлюсь к недоступному и утопичному – созданию девятнадцати миллионов портретов посредством демократизации участия.
Кроме того, если в проектах «Американская Ассоциация Ветеранов Холодной Войны» и «Коммунистическая партия США» я показал небольшие маргинальные группы, существующие внутри основного американского нарратива, то «Портрет 19 миллионов» изображает членов сильной и многочисленной политической партии, которая на протяжении семидесяти лет пользовалась неограниченной властью в одной из самых больших стран мира. По иронии истории, сегодня в обществе роль этих трех групп (современные американские коммунисты, американские ветераны холодной войны, и бывшие члены коммунистической партии Советского Союза) совершенно незаметна.
Призыв
«Портрет 19 миллионов» был попыткой проанализировать состояние современного постсоветского общества, а также подчеркнуть связь с советской историей. Проект подчеркивает значение «исчезнувших» 19 миллионов, бывших членов КПСС, для современного постсоветского общества. Актуализируя советское прошлое, он вновь делает членов коммунистической партии Советского Союза видимыми.
В тексте «Ответственность постсоветского художника», опубликованном в 2006 году, я утверждал, что постсоветский художник должен взять на себя ответственность за советскую историю, и что с непомерным чувством отрицания и подавления ее в современном постсоветском обществе необходимо бороться. Сегодня, в 2011 году, я по-прежнему верю в то, что возвращение себе советской истории и активное в нее вхождение являются гораздо более действенными методами избавления от постсоветской травмы, нежели отрицание и подавление. Ответственность за свою собственную историю означает критическое отношения к ней. Советскую историю следует рассматривать как место, которое предстоит захватить, и к исторической дисциплине нужно применить тактику интервенции. Такой подход означает раскрытие репрессированных исторических пластов и критическое переосмысление общепринятого «официального» исторического нарратива.
Активное вмешательство в историю предполагает формирование параллельного/альтернативного знания, которое начинается со сбора исторических фактов. «Портрет 19 миллионов» занимается именно этим: в его рамках заявляют о себе факты истории, смещающие акцент в наших представлениях. Проект рождается из пугающего осознания непротиворечивости исторической трагедии коммунистического проекта в ХХ веке и повседневной обыденности членства в КПСС.
К вопросу о теоретизации исторической ответственности я хотел бы добавить, что сегодня считаю эту ответственность не только личной, но и коллективной. Проект «Портрет 19 миллионов» невозможно представить без чувства разделенной ответственности. В нем партия и народ представлены со знаком равенства, и на бывших членов коммунистической партии не возлагается вся вина за невыносимое советское прошлое. Они представлены советскими людьми, членами невозможного сообщества, как в прошлом, так и в настоящем. Проект призывает всех взглянуть на советскую историю широко открытыми глазами и найти в «Портрете 19 миллионов» свои собственные черты.